Эпоха потребления

Эпоха потребления

Хотим мы того или нет, но реклама прочно вошли в нашу жизнь. Эффектные картинки, плакаты и ролики активизируют детское любопытство и пробуждают страстное желание это заиметь — во что бы то ни стало. И вы все чаще слышите: «Хочу!» да «Купи!». Что делать? И можно ли этому вредному процессу противостоять?

Учим детей правильному восприятию рекламных роликов

Покупать — не покупать?

Маленьких детей реклама особенно не волнует. Хотя бы потому, что вы для него главнее всего окружающего мира. И вам он верит больше, чем всем остальным. Поэтому можно сказать, что сначала реклама влияет на ребенка опосредованно — через вас.

Если вы стали «жертвой» рекламного ролика и раздумываете: «А не купить ли…», ребенок, конечно, моментально почувствует ваши колебания и потребует: «Купи!»

Хитроумная погремушка, многоэтажный дорогущий «конструктор», кукла Барби со всем своим приданым — скажем честно: особой потребности у маленького ребенка в этом нет. Но зато она есть у вас. Очень часто мы стремимся одарить наших детей просто потому, что нам внушили: модно — значит, хорошо. Если ребенок играет новой вещицей пару часиков, а потом возвращается к своим мишкам и куколкам — значит, она ему, скорее всего, и не нужна. Она нужна вам. Чтобы соответствовать духу времени.

Так что первая проблема, с которой следует поначалу разобраться, — то, как на рекламу реагируете вы сами. Дети же просто заимствуют модель поведения у собственных родителей.

Вышесказанное не означает, что детям не нужны хорошие вещи и игрушки. Им не нужны излишества!

Стратегический аспект
У детей есть две интересные особенности, о которых родителям следует помнить, решая «рекламный» вопрос.

Первая особенность. Маленькие дети всегда хотят получить то, что они желают, немедленно. И чем младше ребенок, тем невыносимее, труднее ему ждать.

А значит, самый надежный способ уберечься от ненужных приобретений — сделать паузу. Отвлеките малыша, переключите его внимание на что-то другое (на интересную игру, например, или на другую, более подходящую и доступную вещь). Если он переключится и не станет возвращаться снова и снова мыслями к тому, что просил, скорее всего, та штучка была не так уж и нужна.

Но если малыш уже привык получать по первому требованию все, что захочет, добиваться своего он будет по привычке, просто из вредности или упрямства. А кто захочет добровольно сдать выгодные позиции за просто так?!

Вторая особенность. Все дети остро нуждаются в идентификации со сверстниками. Любому ребенку важно иметь то же, что есть у его друзей и подруг, чтобы его приняли за своего. Ведь многие детские вещи (игрушки, журналы, одежда) — на самом деле не просто вещи, это своего рода знак клана.

А значит, учитывайте особенности «дворовой» рекламы.

Есть вещи, в которых детям отказывать нельзя. Причем тут работает прямая закономерность: чем старше ребенок — тем «знаковые» вещи важнее для него. Приглядитесь, как одеваются его сверстники, во что играют во дворе, какие игрушки носят в своих рюкзачках. Правда, и тут нужна дозировка. Выясните, на чем помешана вся дворовая компания и без чего вашему ребенку обойтись действительно трудно. Это может быть герой популярного мультика (черепашки ниндзя, человек-паук, телепузики), какой-то комикс или… Ребенок сообщит — что. Ваша задача — отобрать из массы просьб и требований действительно самое необходимое (престижное).

К содержанию

Ругать — не ругать?
Некоторые родители искренне считают, что с рекламой нужно бороться радикально. По принципу «собрать бы книги все да сжечь». Но так как, ясное дело, сжечь (то есть отделаться от рекламы и уберечь » от нее ребенка) нереально, они заходят с другой стороны. Берут и объясняют своим детям, что «верить рекламе не надо, все, что рекламируют, — это плохие (т. е. невкусные, неинтересные, ненужные) вещи». Это соблазнительный, но опасный прием. Пока ребенок маленький, он вам поверит. И будет верить до тех пор, пока не попробует те же чипсы или шоколадку, и они, представьте себе, ему понравятся. Возникнет закономерный вопрос: а можно ли маме доверять? Ее мнению, вкусу и словам? Ведь — действительно, не все, что реклама предлагает, такое уж и плохое. Совсем наоборот. Так зачем же его обманывать?

Программа-минимум

Привычки закладываются с раннего детства. И правильное отношение к покупкам тоже надо формировать уже сейчас — в первые годы жизни.

одни раз и навсегда надо уяснить, что ценность вещи для малыша определяется не ценником и не модой, а его возрастными особенностями и потребностями;
маленькие дети чаще всего сами не знают, чего им хочется, и часто просят просто так, на всякий случай;
малыши легко поддаются сиюминутному порыву;
не стоит покупать по первому требованию все то, во что ткнул своим пальчиком ваш малыш: даже в столь юном возрасте дети должны знать, что родители не могут (да и не должны) удовлетворить каждое их «потребительское» желание;
намеренно откладывайте во времени некоторые ценные покупки. («Вот в воскресенье мы пойдем и…», «Дед Мороз тебе подарит…»). Пусть ребенок учиться ждать. Да и у вас появиться полезный навык: сначала разобраться, а потом брать. Тут главное — выполнить обещанное, тогда малыш будет спокойнее относиться к вашим отказам, потому что не сомневается: его понимают, а не просто заговаривают зубы, и то, что ему необходимо, он действительно получит.
Дайте малышу право выбора. «Тебе нравится эта кукла и этот набор конструктора? Но я не могу купить две вещи, только что-то одно. Что ты выбираешь?» Ребенок постарше может составить (с вашей помощью) целый список, что ему хочется иметь. Дайте время на обдумывание, в течение нескольких вечеров зачитывайте список, уточняйте, корректируйте вместе с ребенком. Не навязывайте ничего, просто направляйте. И пусть сам решает, что приобретается сначала, что потом. Даже если он ошибется и пожалеет о своем выборе — это полезная ошибка. Она заставит его в следующий раз более сознательно подходить к своему выбору и рекламе. Кстати, от такого списка есть еще одна несомненная польза. Ко многому из того, что там записано, вскоре он сам потеряет интерес (кончилась телереклама, предмет вышел из дворовой моды, сам малыш подрос и изменились его интересы — вот вещица уже и не нужна). Ребенок сам убедится, что не надо верить всему и хватать все подряд из того, что очень нахваливают другие люди. Без чего-то можно прекрасно обойтись и при этом приобрести (попросить у родителей) куда более ценную и необходимую вещь.
Учите обращаться с деньгами. В том числе и со своими собственными. Когда вы, собираясь на прогулку, кладете деньги в кошелек, самое время объяснить ребенку, что они не попадают туда по волшебству. И что они имеют свойство заканчиваться. Даже малыш должен понимать, что такое «дорого» и что не все денежные запасы вы будете тратить на него. Ему будет легче понять вас, если вы не будете реализовывать все его желания. С ребенком необходимо в доступной для него форме говорить о таких понятиях, как «доход», «расход», о том, что деньги, которые вы зарабатываете, нужны еще и для оплаты квартиры, покупки продуктов и т. д. Только учтите еще одну особенность детского разума: маленькие дети понимают все буквально. И если вы скажете: «Нет ни копейки», — он действительно решит, что у вас нет денег — ни на что. А продукты вы пошли и купили — что, значит, «копейки» есть и вы обманывали его?
Вы можете выделять своему ребенку небольшую сумму на «карманные расходы», например, раз в неделю. И он будет иметь право покупать себе то, что хочет. Помогите сориентироваться, но не настаивайте. Потратил неудачно? В следующий раз будет действовать умнее. Только не «открывайте кредит» ранее обговоренного срока, иначе сообразительное чадо поймет, что у вас всегда можно выпросить новую подачку. И не научится ценить то, что имеет.

Антиреклама. Когда малыш, наглядевшись рекламы, о чем-то вас упорно просит, не торопитесь отмахнуться, раскритиковать, отказывать сразу. Обязательно выслушайте его страстные речи. Малыш должен знать, что с его мнением считаются и что, если не купили, на то есть веские основания. Обязательно объясняйте причину своего отказа. Приводите доводы, которые доступны понятию малыша. («Вчера мы купили тебе… а сегодня нам надо купить для твоей сестренки…»). Покажите, что приятного может быть в таком повороте событий. («Ты подаришь, она так обрадуется!», «Какой молодец, заботишься о дедушке…»).

Дети постарше в состоянии уяснить, почему нельзя каждый день пить газированные напитки, есть в огромных количествах чипсы и конфеты, как правило, очень любят свой организм и с большим удовольствием послушают ваши лекции о пользе минеральной воды, натуральных продуктов и соков из соковыжималки. И будут совсем не против, если вместо разрекламированной продукции получат дозу вашего искреннего внимания и участия. Например, в виде совместно испеченного пирога.

Источник

Яндекс.Метрика