Петь или не петь? Современные колыбельные

Петь или не петь? Современные колыбельные

Поют ли современные мамы колыбельные? Или предпочитают укладывать молча? А если поют, то какие колыбельные? Народные? Или авторские? Или используют в качестве колыбельных свои любимые песни?
Самым распространенным, наверное, будет вариант, когда мама, используя какие-то мотивы, сюжеты, образы из книжек, памяти детства, песен (да мало ли откуда можно черпать вдохновение и основу для материнского воркования), поет и декламирует малышу что-то на свой лад, переиначивая слова, а иногда и сюжет, подставляя имя своего
ребенка. Например, на мотив «Ой, цветет калина…» можно петь удивительно красивую колыбельную с народно-поэтическими образами:
Гули-гули-гули
Прилетели гули…
или
Баю-баю-баю
Я тебя качаю…
Или вот такой пример маминого творчества на основе фольклорного текста:
Как у коти у кота колыбелька золота,
У Илюши моего — позолотчей его.
Как у коти у кота периночка пухова,
У Илюши моего — попуховей его.
Как у коти у кота простыночка бела,
У Илюши моего — побелее его.
Как у коти у кота подушечка мягка,
У Илюши моего — помягче его.
Как у коти у кота занавесочка пестра,
У Илюши моего — попестрее его.
Как у коти у кота одеялко для тепла,
У Илюши моего — потеплее его.
Как у коти у кота пижамка красота,
У Илюши моего — покрасивее его.

И так можно сочинять бесконечно про другие детали детского быта, про родных и близких. В этом бесконечном сочинительстве и кроется секрет включения творчества
конкретной мамы в огромную копилку народной мудрости.
Но можно подойти к этому вопросу совершенно иначе — по моим наблюдениям, так чаще делают папы. Они к таким серьезным вопросам, как исполнение колыбельной перед сном, подходят основательно. Отметены не вполне отвечающие практичной мужской натуре всякие фольклористические изыски. Тексты давай! Перечитаны сказки Чуковского для того, чтобы освежить в памяти Муху-Цокотуху, Мойдодыра, Телефон и Бармалея. Найдены точные авторские тексты колыбельных! (Специально смотрелась «Спокойной ночи, малыши!»).
Итак, сначала детке читается сказка, а потом… Потом на малыша обрушивается получасовой концерт из всех известных папе медленных песен, которые перемежаются колыбельными.

В усыпительном репертуаре: «Там вдали, за рекой…», «Ходят кони над рекою…», «Ой ты, степь широкая…», «Вниз по Волге реке…», «Лойбыканах» Гребенщикова, «Ой, да не вечер…», «Любо, братцы, любо…».
А вот колыбельные: «Спят усталые игрушки…», «Спи, моя радость, усни…», «Спят медведи и слоны…» и хит — «Гимн звездного неба». Кстати, много текстов колыбельных собрано вот здесь.

Но это скорее о папе творческом, типичный же отец (коих автор знает некоторое количество) для того, чтобы уложить ребенка спать, просто сделает ему темно и скучно: ляжет или сядет рядом, может, посопит для нужного настроя. Кстати, такой подход смысла не лишен: есть детки, для которых именно такое засыпание наиболее комфортно.
А вот зачем поют малышу колыбельную те, кто поют — мама или папа?
Самый простой ответ: чтобы успокоить ребенка. Правильно, некоторые детишки сами себе поют или привыкают к маминой песне и сами просят: «А-а-а».
Например, одна маленькая девочка укладывалась мамой под монотонное: «М-м-м». Однажды не услышав знакомую мелодию, девчушка попросила:
— Мама, пой!
— Что петь, Машенька?
— М-м-м…

А некоторые мамы признаются, что от их пения детки только еще пуще веселятся, а не убаюкиваются… Почему так происходит? Эти мамы как-то неправильно поют? Или эти детки не успокаиваются под песенку?
Наверное, одинаковых мам и деток нет, но некоторые мысли о роли колыбельной в жизни мамы попробуем сформулировать.
Эти «засыпательные» песни для мамы (и папы, он у нас тоже укладывает и тоже поет!) нужны не меньше, чем для ребенка. Мама поет тихую спокойную песню, читает неторопливые стихи, чтобы успокоиться самой: зачастую нежелание укладываться малыша определяется маминой вздрюченностью, ее беспокойством и усталостью. Жизненные проблемы, заботы во время пения как бы затихают в маминой голове. Она настраивается на то, что вот спою — он уснет. Мама успокаивается, ее ритм становится умиротворенным. К тому же не всегда легко смириться с необходимостью сидеть или ходить, укачивая. Пение колыбельной заполняет время засыпания малыша каким-никаким делом (изо дня в день просиживать по 20-30 минут в бездействии — тяжкое занятие), позволяет настроиться на совершенно уникальный коммуникативный канал: малыш, я тут, с тобой, но я не разговариваю, не играю, просто рядом… При этом голова — свободна! Можно обдумывать очередную статью… меню на ужин… планы на завтра…
Время исполнения колыбельной (сказки, стихов) — это время, выделенное для малыша, для вот такого тихого, нежного контакта с ним после бурных событий прошедшего дня. А для мамы это что-то вроде отработки собственного эмоционального состояния… Как во время кормления грудью: малыш сосет, а у мамы включаются совершенно особые механизмы организма по его энергетическому поддержанию.

Напоследок еще одна колыбельная, которую можно сочинять бесконечно и переиначивать на свой лад.
Мышки спят и кошки спят,
Ножки тоже спать хотят.
Солнце спит и тучки спят,
Ручки тоже спать хотят.
Книжки спят, игрушки спят,
Ушки тоже спать хотят.
Песни спят и сказки спят,
Глазки тоже спать хотят.
Белки спят, голубки спят,
Зубки тоже спать хотят.

Асонова Екатерина филолог, кандидат педагогических наук, мама троих детей

Источник

Яндекс.Метрика