Как воспитать лидерские качества в ребенке

Как воспитать ребенка-лидера

В последнее время стало популярным говорить о лидере и лидерстве. Однако, что это такое на самом деле, не каждый может сказать. Какие качества присущи лидеру, а какие нет? Как «найти» лидера в массе незнакомых людей? Наконец, как формируются лидерские качества в детстве или юности? Только профессиональные ответы на эти вопросы позволят осуществить процесс формирования лидера и помогут правильно определить лидера в группе.

Что такое детский лидер?

Само слово «лидер» (от английского lead) описывает человека, способного руководить, направлять. Лидер — это человек, который добивается своего положения либо потому, что он более эффективен, либо потому, что он способен оказывать определенное влияние на членов группы благодаря своим личным качествам.

Психологи выделяют определенные принципы поведения лидеров. Он поддерживает, а не настаивает; поощряет, а не заставляет; вовлекает других; планирует, а затем действует; осознает, что люди важнее вещей; и понимает, что лидерство — это искусство, а не должность. В то же время нарциссизм разрушает лидера; атмосфера группы характеризует психическое состояние лидера; лидерское «я» должно быть сосредоточено на задачах группы.

Педагоги отмечают, что лидер помогает достичь успеха, настойчиво подтверждает свою личность, умеет общаться с другими, физически вынослив, умеет прогнозировать, особенно «гибок», умеет убеждать других. В социологических терминах лидер должен иметь последователей; успех лидера — это достижение определенного результата; лидер подает пример; лидер — это ответственность.

Также отмечается, что такие качества лидера, как компетентность, активность, инициативность, общительность, интеллект, самоконтроль, трудолюбие, независимость, наблюдательность, организованность, дисциплинированность не являются специфическими качествами лидера. На самом деле, решающим в личности лидера является организаторское чутье, способность оказывать активное психологическое влияние, склонность к организаторской работе.

К портрету бизнес-лидера следует добавить наличие четких личных целей, умение решать проблемы, творческий подход к организации людей, знание организационной деятельности, ответственность, служение другим, лояльность к подчиненным, интуицию в сочетании со здравым смыслом, необходимость быть активным, оказывая поддержку, Усиление сильных сторон подчиненных, настойчивость, терпение, сила воли, независимость, душевное равновесие, самокритичность, требовательность, творчество, оригинальность, устойчивость к стрессам, оптимизм, решительность Лидерам свойственна уверенность в себе, с правом на сомнения, желание работать, познавая другие миры, искать любви у других и право быть одному.

Согласно социологическим исследованиям, наиболее ценимыми качествами являются: умение слушать (68%), умение говорить (59%) и умение следовать целям (65%). Необходимыми качествами лидера являются: готовность управлять без оплаты, уверенность в себе, ценность времени, трудолюбие, справедливый набор поощрений и наказаний, вежливость и доброта, юмор, умение говорить и слушать и интерес к окружению.

Концепция трех «Д» становится популярной — доступность, дружелюбие, доброта руководителя.

Как вы «находите» лидера?

В детстве и юности лидер — это знаменосец. Он или она не назначается официально, не имеет формальных полномочий и не несет никакой ответственности (хотя сам он или она является чрезвычайно ответственным человеком). Лидер — это человек, создающий моду, движимый больше эмоциями, чем логикой. Качествами лидера являются честность, способность постоять за других. Лидер по своей природе замкнут, обороняется. На вопрос «Кто такой лидер?» лидер ответит: «Лидера нет». Если ответ «Я», то он шут, а тот, с кем он больше шутит, — лидер. Все остальные ответы будут сопровождаться мнением аудитории о лидере.

Как правило, лидер сидит сзади, в углу: он видит всех, и его можно увидеть, только если он специально обернется. Если руководитель сидит напротив лидера (учителя, консультанта и т.д.), это признак конфронтационного поведения, а если рядом с лидером — примирительного или со-творческого. В портрете человека, составленном из геометрических фигур, квадраты доминируют над лидером. Именно лидер отвечает на вопросы, требующие утвердительных или отрицательных ответов. У него властный взгляд, его речь характеризуется отсутствием авторитетных ссылок, лидер знает много анекдотов, его речь подчиняется языковым нормам группы.

Лидер говорит о других, является мастером диалога, создает вакуум вокруг оппонента, умеет сделать «своим» результат диалога, дифференцирует аудиторию, реагирует на события в группе. Лидер конфликта нейтрален. Он обращается к группе в форме «мы», его предложения неполные (их завершают другие). Другое дело, что имя лидера никогда не искажается.

Как вы «формируете» лидера?

Основными способами развития позитивного лидерства являются: научно-дидактический, общественно-политический, технико-трудовой, эстетический и физкультурно-спортивный.

На уровне научной и преподавательской работы яркий пример можно найти в деятельности Малой академии наук, которая, кстати, направлена на формирование интеллектуальной элиты. Общественно-политическое направление формирования лидерства представлено различными детскими и молодежными организациями. В какой-то степени к этому направлению можно отнести и деятельность различных детских центров и лагерей отдыха.

Во-первых, потому что их деятельность ориентирована именно на сотрудничество с представителями детских и молодежных организаций, а во-вторых, потому что отношения внутри центров и лагерей строятся именно по модели организаций. Технико-трудовой компонент состоит в основном из профориентации и практических занятий. Помимо различных творческих и технических сред, она должна включать в себя и образовательную работу, направленную на то, чтобы вывести молодежь из экономического нигилизма, правового нигилизма и т.д.

Студенческое и ученическое самоуправление также будет играть важную роль, при успешной общественно-политической и научно-дидактической работе, но сейчас больше внимания уделяется организации технической и трудовой деятельности. Эстетическая область представлена в основном краеведением и историей туризма. Его важность заключается в том, что ребенок является не только наблюдателем, но и хранителем и создателем материальной и духовной культуры, он сочетает в себе экологическую и образовательную деятельность. Наконец, есть область физической культуры и спорта.

Художественная деятельность здесь является светлой стороной, ведь помимо успешной социализации, дети учатся позитивному опыту, заботе, игре по правилам. Деятельность скаутской организации — это форма социального становления детей, разумный и правильно организованный досуг, эффективный способ приобретения опыта, средство эмоционального и нравственного развития, мир игры.

Педагогика риска также должна занимать определенное место, поскольку такой тип людей, как рискующие, часто делают из себя лидеров, причем не всегда положительных. Поэтому общество должно приложить все усилия, чтобы их энергия шла в просоциальном направлении (спорт, интеллектуальные игры, наука, технико-экономические проекты), а не в антисоциальном (драки, оружие, наркотики, алкоголь, быстрая езда). В этом случае могут помочь пакетный и рисковый туризм.

А настоящим подростковым лидерам могут помочь взрослые, которые знают, что такое лидерство, и могут помочь ребенку вести за собой других. Они, конечно, ведут к лучшим вещам.